Основы законодательства   Российской  Федерации  о  физической культуре  и  спорте   устанавливают   общие   принципы   правового регулирования  отношений  в области физической культуры и спорта - важной   составляющей   части    культуры    народа,    являющейся совокупностью  духовных  и  материальных  ценностей,  создаваемых, развиваемых  и  используемых  обществом  в  процессе   физического воспитания   в  целях  укрепления  здоровья  населения  Российской Федерации

    Статья 1.  Законодательство Российской Федерации о  физической культуре и спорте

    1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и  спорте включает в себя положения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России,  настоящие Основы  и  издаваемые  в соответствии  с  ними правовые акты Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
    2. Законодательные  и   иные   нормативные   акты   Российской Федерации и субъектов Федерации по вопросам, касающимся физической культуры и спорта,  должны соответствовать  настоящим  Основам.  В случае   возникновения  противоречий  между  указанными  актами  и настоящими Основами действуют Основы.
    3. Нормативные акты Российской Федерации в области  физической культуры  и спорта издаются в случаях,  предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами  Российской  Федерации  о физической культуре и спорте.

    Статья 2.  Цели и задачи законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте

    1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте направлено на всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни,  формирование потребности в  физическом  и нравственном   совершенствовании,  создание  условий  для  занятий
любыми  видами   физической   культуры   и   спорта,   организации профессионально - прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
    2. Задачами законодательства Российской  Федерации  в  области физической культуры и спорта являются:


    а) обеспечение  и  защита  прав  граждан на занятия физической культурой и спортом;
    б) создание правовых гарантий для функционирования и  развития системы физической культуры и спорта Российской Федерации;
    в) определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта,  а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

    Статья 3. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии

    1. Граждане  Российской  Федерации  имеют  право  на   занятия физической   культурой   и   спортом  (в  том  числе  спортом  как профессией),      объединение    в    организации    (объединения) физкультурно  -  оздоровительной   и   спортивной  направленности, участие в управлении физкультурно - спортивным движением.
    2. В  целях  обеспечения  этих  прав  государство  финансирует занятия   физической   культурой   и   спортом  в  соответствии  с утвержденными государственными программами, научные исследования в этой области,  разрабатывает программы физического воспитания всех групп  населения,  осуществляет  контроль   за   их   реализацией, развивает физкультурно   -   спортивную   индустрию,    организует подготовку  и  переподготовку специалистов,  осуществляет правовую
защиту интересов граждан в области физической культуры  и  спорта, поощряет  стремление граждан быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

    Статья 4.   Компетенция   Российской   Федерации   в   области физической культуры и спорта

    В области  физической  культуры  и  спорта  ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной  власти  и управления подлежат:
    1) формирование и осуществление федеральной и внешней политики в области физической культуры и спорта;
    2) разработка  и  реализация  федеральной  программы  развития физической  культуры  и  спорта и иных федеральных программ в этой области с учетом  социально  -  экономических,  демографических  и других условий и особенностей;
    3) формирование  Государственного  фонда физической культуры и спорта Российской Федерации;
    4)установление:                                                                                                                                                    

    а) федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
    б) федеральных  требований  к  спортивным  сооружениям в части строительных норм и правил,  санитарных норм,  а также  по  охране жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
    в) образовательного ценза для работников физической культуры и спорта;
    г) нормативов  физической  подготовленности  различных   групп населения;
    д) порядка  признания (и его отмены) организаций (объединений) физкультурно - оздоровительной   и   спортивной  направленности,
участвующих  от  лица   Российской   Федерации   в   международных спортивных связях;


    5) прямое финансирование:                                                                                                                     

    а)научных исследований в области физической культуры и спорта в   соответствии  с  федеральной программой  развития  физической культуры и спорта;
    б) спортивных  сооружений,  центров  спортивной  подготовки  и государственных физкультурно      -     спортивных     организаций (объединений) федерального значения;
    в) подготовки  и  выступления  (включая  научно  - медицинское обеспечение) в официальных международных спортивных  соревнованиях под  Государственным  флагом  Российской Федерации сборных команд, формируемых  признанными  в  установленном  порядке  организациями (объединениями)  физкультурно - оздоровительной    и    спортивной направленности;


    6) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
специалистов в области физической культуры и спорта;
    7) научно   -   методическое  обеспечение  системы  физической культуры  и  спорта,  организация  издания  научной,   учебной   и популярной   литературы   по   физической   культуре  и  спорту  в
соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;  создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
    8) контроль исполнения федерального законодательства в области физической культуры и спорта.

    Статья 5.   Компетенция   республик   в   составе   Российской Федерации,  автономной   области,   автономных   округов,   краев, областей,  городов  Москвы и Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта

    Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа,  края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно и в полном объеме осуществляют развитие  физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.

    Статья 6.  Компетенция  органов  местного   самоуправления   в области физической культуры и спорта

    Органы местного     самоуправления    осуществляют    развитие физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной Законом   Российской   Федерации   "О   местном  самоуправлении  в Российской Федерации".

    Статья 7.   Государственные   органы   управления   физической культурой и спортом в Российской Федерации

    1. В  Российской  Федерации создаются и действуют федеральные, республиканские  (республик  в  составе   Российской   Федерации), автономной   области,   автономных  округов,  краевые,  областные, городов   Москвы   и   Санкт-Петербурга   государственные   органы управления физической культурой и спортом.
    2. Государственные  органы  управления  физической культурой и спортом создаются решением органа государственного  управления  по согласованию    с    соответствующим    представительным   органом государственной власти.
    3. Местные органы управления физической  культурой  и  спортом создаются    по    решению    соответствующих   органов   местного самоуправления.

   4. К компетенции государственных органов управления физической культурой и спортом относятся:
    а) разработка  и  реализация  целевых государственных программ развития физической культуры и спорта;
    б) разработка   государственных   нормативов    финансирования физической культуры и спорта;
    в) прямое  финансирование  деятельности  созданных  указанными органами предприятий, учреждений и организаций физической культуры и спорта;
    г) организация   научных  исследований  в  области  физической культуры и спорта;
    д) разработка нормативов физической подготовленности различных групп населения;
    е) установление единой спортивной классификации;
    ж) контроль  исполнения  законодательных  и  нормативных актов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
    5. Введение новых видов физических упражнений  и  новых  видов спорта   в   государственные   программы   физического  воспитания населения   осуществляется   федеральными    и    республиканскими (республик   в   составе  Российской  Федерации)  государственными органами управления  физической  культурой  и  спортом  на  основе научно - экспериментальной проверки.

    Статья 8.     Общественные      объединения     физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности

    1. Общественными объединениями физкультурно -  оздоровительной и  спортивной  направленности признаются физкультурно - спортивные общества,  федерации по видам спорта,  ассоциации,  фонды, клубы и иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта.
    2. Общественные  объединения  физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности  руководствуются  в  своей  деятельности законодательством   об   общественных  объединениях  и  настоящими Основами.
    3. Государственный   Фонд   физической   культуры   и   спорта Российской    Федерации    оказывает   финансовую,   материальную, организационную   и   иную   помощь   общественным    объединениям физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности.

    Статья 9.  Олимпийское движение в Российской Федерации

    1. Государство признает и поддерживает олимпийское движение  в Российской Федерации.
    2. Олимпийское  движение в Российской Федерации координируется национальным олимпийским комитетом, являющимся неправительственной независимой   организацией,  осуществляющей  свою  деятельность  в соответствии  с  законами  Российской  Федерации   и   Олимпийской хартией.
    3. Государство  признает  национальный  олимпийский  комитет в качестве официального представителя Российской Федерации  во  всех мероприятиях,   проводимых  Международным  олимпийским  комитетом, включая Олимпийские игры.

    Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта

    1. Государственные  органы  управления  физической культурой и спортом, объединения  (организации) физкультурно - оздоровительной и   спортивной   направленности,    учреждения    и    организации здравоохранения   совместно   с   заинтересованными  учреждениями, организациями,  предприятиями,  их объединениями  и  общественными объединениями  организуют широкую пропаганду физической культуры и спорта  среди  населения   с   использованием   средств   массовой информации.
    2. Не допускается пропаганда  в  спорте  культа  жестокости  и насилия,   унижения   человеческого   достоинства,   использования запрещенных  стимуляторов,  наносящих  вред   здоровью   человека; запрещается  реклама  алкогольных  напитков  и табачных изделий во время   трансляции   по   каналам   телевидения   и   радиовещания физкультурно - оздоровительных и спортивных программ.